
|

Обязательный специализированный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1995
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 14 МАРТА 1995 Г. № 60)
Введение
Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.
Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» (приложение № 1 к приказу). Данным положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*
Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения
Переломные возрастные периоды
|
Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование)
|
Врачебно-педагогический этап
|
Специализированный этап
|
педиатр
|
педагог, психолог
|
Перед поступлением в дошкольное учреждение
|
Средний медработник лечебно-профилактического учреждения
|
Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья
|
Рекомендации по режиму адаптации в дошкольном учреждении
|
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, логопед (с 3-х лет), по показаниям психиатр и другие специалисты
|
За год до поступления в школу
|
Средний медработник дошкольного учреждения
|
Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования
|
Определение функциональной готовности к обучению в школе
|
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям логопед, психиатр
|
Медико-педагогическая коррекция
|
Перед поступлением в школу |
Средний медработник дошкольного учреждения |
Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой |
Определение функциональной готовности к обучению в школе |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям психиатр, логопед |
Конец первого года обучения |
Средний медработник школы |
Рекомендации для оздоровления в летние каникулы |
Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям психиатр, логопед |
Переход к предметному обучению |
Средний медработник школы |
Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие паспортному |
Оценка адаптации |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог |
Профессиональная ориентация
|
Пубертатный период (14-15 лет) |
|
Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы |
Педагог, психолог Врачебно-профессиональная консультация |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог |
Перед окончанием образовательного учреждения 10-11—ый класс (16-17 лет) |
Средний медработник школы |
Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы |
Педагог, психолог Врачебно-профессиональная консультация |
Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог |
Примечание:
- в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;
- скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов»;
- детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении;
- дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.
Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники **.
Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами, в настоящий документ в виде «дополнительной информации» введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V). ***
I. Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет (Скрининг и лабораторное обследование)
Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе
№ п/п
|
Вид деятельности *
|
Затраты времени на обследование 1 ребенка
|
1. |
Суммирование результатов анкетного теста |
1 мин.
|
2. |
Определение роста и массы тела |
1 мин.
|
3. |
Оценка физического развития с помощью таблицы |
20 сек.
|
4. |
Измерение АД с корректировкой цифр с помощью специальной таблицы (у школьников) |
50 сек.
|
5. |
Плантография (получение отпечатка стоп, оценка плантограммы) |
1 мин.
|
6. |
Определение остроты зрения |
30 сек.
|
7. |
Исследование тестом Малиновского |
30 сек.
|
8. |
Исследование бинокулярного зрения |
10 сек.
|
9. |
Исследование слуха с помощью шепотной речи |
30 сек.
|
10. |
Определение сахара и белка в моче |
1 мин.
|
11. |
Оформление документации тестового обследования |
2 мин.
|
12. |
Вспомогательная работа (контроль за сбором мочи, беседа с ребенком в процессе обследования и др.) |
1 мин. 20 сек.
|
|
Итого: |
10 мин.
|
Дополнительная информация
Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г.
Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового обследования для детей дошкольного и школьного возрастов
Возраст в годах |
Исследования
|
Анкетный тест
|
Физического развития
|
Артериального давления
|
Опорно-двигательного аппарата
|
Органа зрения:
|
Органа слуха: шепотная речь
|
Определение белка в моче
|
Определение глюкозы в моче
|
определение осанки
|
определение стопы*
|
определение остр. зрения
|
определение предмиопии
|
определение бинокулярного зрения
|
3*** |
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
ИЛИ
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
5*** |
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
ИЛИ
|
|
+
|
+
|
6 |
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЛИ
|
|
ИЛИ
|
|
|
|
|
|
7*** |
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЛИ
|
|
|
8 |
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
9 |
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
10*** |
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
11 |
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
12 |
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
14*** |
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
17*** |
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
Лабораторные и инструментальные исследования, обязательные при профилактических осмотрах дошкольников и школьников
Возраст
|
Вид исследования *
|
Клинический анализ крови
|
Общий анализ мочи
|
Анализ кала на яйца глистов
|
Флюорография органов грудной клетки
|
3 г. (перед поступлением в дошкольное учреждение) |
+
|
+
|
+
|
|
5 или 6 лет (за год до поступления в школу) |
+
|
+
|
+
|
|
6 или 7 лет (перед поступлением в школу) |
+
|
+
|
+
|
|
10 лет (5-й класс - переход на предметное обучение) |
+
|
+
|
+
|
|
14-15 лет (пубертатный период) |
+
|
+
|
+
|
+
|
16-17 лет (11 класс - окончание школы) |
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|